Дэвис, Эндрю

Дэвис, Эндрю
(Davis, Andrew)
   Режиссер, оператор, сценарист, продюсер. Родился в Чикаго (штат Иллинойс). Окончил Иллинойский университет по специальности: средства массовой коммуникации.
   Дэвис пришел в кинематограф вскоре после окончания учебы — в 1972-м и все седьмое десятилетие проработал в нем в качестве оператора. Снял десять фильмов, среди которых: "Холодный бриз" (1972), "Лепке" (1975). "Особняк обреченных" (1977). "На краю" (1979). В основном это были фильмы действия: уголовные драмы, триллеры, полицейские ленты.
   Режиссерский же его дебют оказался совсем иным. "Каменный остров" (1978) неспешно рассказывал о группе исполнителей блюзов, их повседневной жизни и профессиональной деятельности, смерти старого музыканта-негра. В картине не было связного сюжета и разработанных характеров, она скорее напоминала зарисовки с натуры, которая, кстати, оказалась прекрасно снятой в родном Чикаго. Фильм удостоился благожелательных отзывов критиков и провалился в прокате. Дэвис понял: если хочешь остаться в режиссуре, надо делать то, что смотрит публика, а именно — те самые жанровые ленты, которые он снимал в качестве оператора. А тут как раз возникла мода на показ в кино боевых искусств и Дэвис начал специализироваться на них.
   В "Кодексе молчания" (1985) Чак Норис — бывший семикратный чемпион мира по каратэ — играл чикагского полицейского, устанавливающего собственные правила в борьбе с бандитами. Как и "Грязный Гарри" семидесятых, он руководствовался не буквой закона, а своими представлениями о порядке и справедливости. Три года спустя режиссер вновь вернулся к этой проблеме в фильме "Выше закона" (1988), где недавно пришедший в кино новый специалист по восточным единоборствам Стивен Сигел показал на экране чикагского полицейского, ловко использующего это свое умение для успешной борьбы с торговцами наркотиками и коррупцией в своих рядах. Фильм пользовался огромным коммерческим успехом и его создатель поставил в 1992-м еще одну ленту с Сигслом — "В осаде" (у нас — "Захват"), где герой успешно справлялся с группой террористов, стремившихся запустить находящиеся на борту корабля ядерные ракеты, чтобы начать третью мировую войну.
   Политическая подоплека, промелькнувшая в этом фильме, стала основой наиболее значительной картины Дэвиса 80-х — "Пакет" (у нас — "Доставить по назначению", 1989). Здесь речь шла о столь актуальной в тот период "политике разрядки" и тех силах в американской армии и ЦРУ, которые пытались ей помешать, убив приехавшего в США советского президента, даже внешне похожего на М.С. Горбачева. Весьма впечатляюще была снята его встреча в Чикаго: симметричные ряды столиков в зале, где гость должен выступать; марширующие под звуки оркестра войска на улице; толпа простых американцев, окруживших человека из далекой России. А между этими сценами монтажными перебивками — кадры засевшего на чердаке убийцы, наводящего оптический прицел, на голову жертвы. Все это было бы очень интересно, если бы не повторяло во многом мизансцены "Дня Шакала" более чем пятнадцатилетней давности.
   Хорошие темп и ритм, головокружительные гонки, создающие драматическое напряжение, отличали и главный успех Дэвиса девятого десятилетия — фильм "Беглец" (1993). Здесь ни в чем не повинного врача (Гаррисон Форд) обвиняют в убийстве жен ы и его преследует представитель закона (Томми Ли Джонс, игравший киллера в "Пакете"). Поединок двух твердых мужских характеров на фоне динамичной детективной интриги, головокружительные аттракционы (крушение поезда, прыжок героя в водопад, драка в метро и др.), потрясающие съемки панорамы сверкающего огнями ночного Чикаго, уверенный монтаж завоевали "Беглецу" второе место по кассовым сборам 1993 г. (первое занял "Парк юрского периода") и премию лос-анджелесских критиков.
   Умение ставить ленты "мужского действия", с которых Дэвис начинал свой путь в кино, так и осталось его самой сильной стороной. И когда этот режиссер изменяет ставшей уже привычной стилистике, то терпит поражение. Так случилось, к примеру, с "Идеальным убийством" (1998) — картиной, повторившей сюжет ленты Альфреда Хичкока пятидесятых годов "В случае убийства набирайте "М". Эта детективная драма рассказывает о богатом бизнесмене (Майкл Дуглас), "заказавшем" насильственную смерть своей молодой жены, имеющей собственное большое состояние (Гвинет Пэлтроу), се любовнику — художнику, человеку с уголовным прошлым. Однако события разворачиваются не так, как планировалось, и жертвой становится сам заказчик. Снятая длинными кусками, и в то же время изобилующая крупными планами и бесконечными диалогами (события начинают происходить лишь во второй ее половине), лента сильно уступала своей предшественнице. Нет и намека на то драматическое напряжение, которое отличало оригинал. Ставка только на известных актеров и ошарашивающий неожиданными поворотами детективный сюжет не оправдала себя.
   Эндрю Дэвис — один из ведущих режиссеров массовой продукции американского кино 80-х — 90-х гг. Успех приходит к нему тогда, когда он использует то, что привлекает молодежь (восточные едагноборства), противостояние настоящих мужчин, те или иные актуальные политические события. Темп, ритм, динамика драк, погонь, преследований, использование впечатляющих аттракционов..и спецэффектов — его конек. Хотя умелое воспроизведение атмосферы, музыкальность, прекрасные, создающие настроение съемки родного Чикаго в "Каменном острове" свидетельствуют об иных возможностях этого постановщика, так и оставшихся нереализованными изза жестких требований коммерческого производства картин в Голливуде.
   Е. Карцева
   Фильмография:
   ◘ "Каменный остров" (Stony Island), 1978;
   ◘ "Ужас в финале" (The Final Terror), 1981;
   ◘ "Кодекс молчания" (Code of Silence), 1985;
   ◘ "Выше закона" (Above the Law), "Пакет" (The Package), 1989
   ◘ "В осаде" (Under Siege), 1992;
   ◘ "Беглец" (The Fugitive), 1993;
   ◘ "Кради много, кради мало" (Steal Big, Sleal Little), 1995
   ◘ "Цепная реакция" (Chain Reaction), 1996;
   ◘ "Идеальное убийство" (A Perfect Murder), 1998.
   Библиография: Дэвис Э. Свистунов Т. Судовой кок, благородный мститель //ТВ Парк. 1995. № 45; Телингатер Е. Криминальное лето в Голливуде //Экран и сцена. 1996. № 22.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Дэвис, Эндрю" в других словарях:

  • Дэвис, Эндрю — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дэвис. Эндрю Дэвис: Дэвис, Эндрю (дирижёр) (род. 1944)  британский дирижёр; Дэвис, Эндрю (режиссёр) (род. 1946)  американский режиссёр, сценарист и продюсер; Дэвис, Эндрю… …   Википедия

  • Дэвис, Эндрю (режиссёр) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дэвис, Эндрю. Эндрю Дэвис Andrew Davis Дата рождения: 21 ноября 1946(1946 11 21) (66 лет) Место рождения …   Википедия

  • Дэвис, Эндрю Джексон — Эндрю Джексон Дэвис Имя при рождении: Andrew Jackson Davis Род деятельности: ясновидящий целитель автор книг …   Википедия

  • Дэвис, Джордж Эндрю — Джордж Эндрю Дэвис George Andrew Davis, Jr …   Википедия

  • Дэвис Бойз — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Дэвис, Мэрил — Эту страницу предлагается переименовать в Дэвис, Мерил. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/27 марта 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… …   Википедия

  • Дэвис, Джонатан — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дэвис. Джонатан Дэвис Jonathan Davis …   Википедия

  • Дэвис Джонатан — Джонатан Дэвис Jonathan Davis Дата рождения 18 января 1971 (38 лет) Место рождения Бейкерсфилд, Калифорния Страна …   Википедия

  • Дэвис, Дуайт Филли — Дуайт Филли Дэвис Dwight Filley Davis …   Википедия

  • Дэвис, Энтони (баскетболист) — Энтони Дэвис Anthony Davis …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»